Строительство
Поделиться:
21.01.2022

Строительство. В стройке достигнуты рекордные показатели

В конце декабря состоялась ежегодная пресс-конференция президента России Владимира Путина. большая часть вопросов четырехчасового мероприятия касалась развития территорий, в том числе реализации инфраструктурных проектов, расселения аварийного жилья, возведения жилых и социальных объектов. Владимир Путин с гордостью отметил успехи строительной отрасли и рассказал о задачах на дальнейшую перспективу.

Об экономике и ее локомотивах

— Наша экономика, столкнувшись с вызовами коронавирусной инфекции и необходимыми, вынужденными ограничениями в этой связи, оказалась более мобилизованной и готовой к таким шокам, чем многие другие развитые экономики мира.

Уровень спада экономики составил 3%, что гораздо ниже, чем во многих ведущих экономиках мира, и мы восстановились гораздо быстрее, чем другие страны.

Рост ВВП — 4,5% ожидается в этом году. Сейчас он 4,6 — по октябрь включительно. Промышленное производство растет темпами в 5%, перерабатывающая промышленность — 5,2%.

Инвестиции в основной капитал — 7,6% (рост) на ноябрь. В целом по году ожидается 6, был спад в прошлом году — 1,4.

Очень хорошие показатели в стройке, рекордные показатели — 90 млн кв. метров. Впервые такой результат достигнут в новейшей истории России. Я хочу поздравить с этим результатом всех работников строительного комплекса: и первых лиц, и тех, кто работает прямо на стройках.

О мерах поддержки отрасли

— У нас выстроилась целая цепочка поддержки строительства жилья. Для Приморья, для Дальнего Востока — 2% годовых. Сельхозипотека — 3%. Для семей с детьми — 6%. Мы еще продлили льготную ипотеку на следующий год под 7%.

Конечно, определенный уровень развития строительных технологий, уровень промышленного производства стройматериалов сказывается на ценах. Мы сейчас думаем над этим, потому что эта дешевая ипотека ведет к подорожанию жилья. Но все-таки это привело и к тому, что 90 млн кв. метров мы построили. Позитивный эффект очевиден. Количество семей, которые улучшают свои жилищные условия, кратно увеличивается. В том числе это касается и ИЖС.

О драйверах роста

— Одна из главных задач, которые стоят перед нами и с гуманитарной, и с геополитической, и с экономической точки зрения, — в сфере демографии. Народонаселение страны 146 млн для такой огромной территории совершенно недостаточно. У нас же рабочих рук не хватает. Сейчас 81 с небольшим миллион человек в работоспособном возрасте. Мы должны серьезно увеличить это к 2024-му, к 2030 году. Это один из факторов экономического роста. Я уже не говорю про геополитическую составляющую этого важнейшего вопроса, про гуманитарную. Так что сбережение народа, о котором говорил Солженицын, становится одной из важнейших задач и одним из драйверов роста.

Какие еще драйверы роста? Это развитие инфраструктуры. Мы предпринимаем очень серьезные усилия в этом направлении. Из Фонда национального благосостояния в ближайшие годы 2,5 трлн рублей мы планируем направить на эти цели.

И третий драйвер роста — повышение производительности труда, но здесь целый набор программ, начиная от образования, цифровизации и заканчивая здравоохранением. Они у нас практически все сверстаны, мы знаем, что надо делать. Ресурсы для того, чтобы работать по этому направлению, предусмотрены и выделяются ритмично, они у нас есть. Важно только грамотно организовать работу и добиться максимальной отдачи от каждого вложенного в решение этих задач рубля.

О развитии территорий

— У нас города и малые, и большие развиваются достаточно энергично, хотя прежде всего мы должны уделить внимание развитию малых городов. Мы всегда об этом говорим в последнее время и предпринимаем усилия, связанные прежде всего с развитием инфраструктуры, связанности территории и по железным дорогам, и по автомобильным, и по авиационному транспорту, морскому и речному. Это один из драйверов роста, в который мы предполагаем вложить колоссальные ресурсы.

От связанности многое зависит, потому что можно и нужно не только жить в условиях благоприятной среды, но и иметь возможность добраться до места работы либо поменять его. И увеличить мобильность населения — одна из наших задач.

У нас на юге очень хорошо развиваются Краснодар, прибрежная зона, Крым.

Мы сейчас говорим о развитии «Восточного полигона», но не только. Скажем, Москва — Казань, дальше до Тюмени мы в принципе предполагаем дотянуться, потом закольцевать эту дорогу.

Все это дает возможность людям чувствовать себя в такой благоприятной среде, доступности от места работы до места жительства, встречи с друзьями, до мест, где развиты другие составляющие нашей жизни, центров культуры, где находятся музеи мирового значения, и так далее.

Об инфраструктуре Крыма

— Я уверен, мы решим вопросы с водоснабжением Крыма так же, как мы решили вопрос с энергообеспечением, с развитием инфраструктуры. Будут организованы съезды от «Тавриды» к побережью.

Мы будем заниматься развитием инфраструктуры городов и неприбрежных городов Крыма. Продолжим строить и лечебные заведения, и детские сады, и школы, будем заниматься реновацией жилья, в том числе аварийного.

Кстати говоря, Крым и Севастополь позднее включились в систему реновации жилья и выселения из аварийного жилья, поэтому они немножко отстают. Но мы обязательно будем на системной основе решать вопросы всех проблем Крыма, в том числе и расселения аварийного жилья.

О дальневосточных перспективах

— Дальний Восток требует к себе особого внимания, и это комплексная работа — не только прекратить депопуляцию, а, наоборот, сделать жизнь на Дальнем Востоке привлекательной в современных условиях. Для этого нужно развивать экономику — это прежде всего. Нужно, чтобы создавались современные, высокотехнологичные, интересные и высокооплачиваемые рабочие места, чтобы интересно было работать. Первое.

Второе — надо развивать социалку, укреплять университет, который возник на острове Русский, другие учебные заведения, школы строить, детские сады, чтобы комфортно было жить. Для этого у нас целая программа, в том числе создание специальных зон опережающего развития, различные льготные формы кредитования.

Для этого кластеры целые развиваются. Недалеко от Владивостока развивается завод «Звезда». Такого крупного судостроения не было даже в Советском Союзе, там один из самых больших сухих доков построен. Мы там не только теперь можем, если понадобится, конечно, строить крупные морские военные суда, но и строим уже специальные суда гражданского назначения для обслуживания офшорных зон, для работы в море. Ведь туда люди едут на работу из европейской части. Почему? Потому что интересно и зарплата приличная, и высококвалифицированная работа.

Так нужно действовать по всем другим направлениям на Дальнем Востоке, включая дальнейшее укрепление и создание города Циолковский и нового космодрома для гражданских целей. Там автомобилестроение надо развивать — не только на базе крупномасштабной сборки, но и на собственной базе, и это тоже происходит.

В общем, нужно работать по всем этим векторам, и тогда жизнь там станет привлекательной.

О мусорной реформе

— Так называемая мусорная реформа, несмотря на все сложности, двигается. У нас главная задача — решить эту проблему в целом. На этом пути одной из ключевых задач было создание соответствующих операторов. Они практически сейчас созданы во всех регионах Российской Федерации, начали работать, и количество площадок в разы увеличилось.

Одним из первых шагов было обеспечить раздельную концентрацию мусора. И где-то уже с опережением плана мы идем: по тем справкам, которые у меня есть, мы достигли примерно 40%. Это выше запланированных показателей.

То же касается и объектов, где перерабатываются отходы. Это же касается и новых полигонов, по-современному обустроенных. Мусор-то, конечно, куда-то надо девать. Есть несколько вариантов: это и мусороперерабатывающие заводы, и сжигание, и другие способы ликвидации. Есть такие, которые пока невозможно ликвидировать, они должны на полигонах размещаться, но на современных, обустроенных, подальше от жилья. По всем этим направлениям идет работа, и она движется темпом, выше запланированного.

Конечно, всегда есть вопрос, как объяснить людям, что экономическая и экологическая целесообразность заключается в строительстве тех или иных предприятий по переработке. Надо показывать, как они работают. Ведь современные мусороперерабатывающие заводы расположены и в центре крупных городов. Скажем, в Японии: там они в миллионниках прямо в центре городов работают — и на экологию, на жизнь людей не оказывают практически никакого негативного влияния.

Об аварийном жилье

— Я уже много раз говорил на этот счет и хочу повторить еще раз: мы должны вытащить людей из трущоб. Понимаю: всегда регионы хотели бы свою долю участия сократить, а больший объем возложить на федеральный бюджет. Надо смотреть это в зависимости от состояния региональных финансов. Потому что людям по большому счету все равно — взаимоотношения между Министерством финансов Российской Федерации и соответствующей финансовой структурой региона. Им нужно решить проблему. И государственная власть, если она действительно претендует называться таковой, должна прежде всего исходить из этой сверхзадачи — удовлетворить людей. Поэтому будем настраивать этот механизм, имея в виду, что и финансовые возможности регионов растут, и доходы региональных бюджетов существенно выросли. Это все в Минфине России фиксируется. Поэтому будем исходить из реалий.

Будет ли продолжение этих программ, то есть будет ли признано аварийным жилье после 1 января 2017 года и будут ли выделяться для этого соответствующие деньги? Будут. Программа готовится.

Источник: vestnikstroy.ru

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас