Экономика
Поделиться:
05.11.2024

Цифра не для всех

Цифровизация стала одним из ключевых трендов развития строительной отрасли. Строители во главе со своим Министерством проводят активную цифровизацию всех процессов для достижения «цифровой зрелости» и, судя по имеющейся информации, добились в этом серьезных успехов.
 
Тренд на цифровизацию стройки вызвал живой интерес у производителей строительных материалов. Судите сами – создание на этапе проектирования цифровых моделей всех объектов капитального строительства, планируемых к возведению, буквально открывает дверь к объективному и точному планированию объемов потребления строительных материалов в краткосрочном и среднесрочном периоде, а цифровое управление развитием городов позволят достаточно точно прогнозировать, какие стройматериалы, с какими свойствами и в каком объеме понадобятся в долгосрочной перспективе.
 
Более того, в рамках проводимой работы по цифровизации строители заговорили о цифровой вертикали строительного КОМПЛЕКСА. И это породило у производителей стройматериалов надежду, что хотя бы с виртуальной реальности начнется восприятие стройкомплекса как единого механизма и организма.
 
Увы и ах, возможно, когда-нибудь, но не сегодня…
 
Участвуя в ключевых мероприятиях строителей (выставки, форумы, конференции) в течение последнего года, производители строительных материалов убедились, что им пока места в виртуальном строительном комплексе не нашлось.
 
Обсуждая «плюшки» цифровизации, строители говорят об увеличении скорости согласования разрешительной документации, об обеспечении качества строительства, о возможности проектировать развитие целых городов, об управлении жизнью объектов капитального строительства в течение всего жизненного цикла и даже об эффективности мероприятий по развитию ЖКХ. Возможности цифровой интеграции стройки и производства стройматериалов не обсуждаются.
 
Т.е. производство стройматериалов, конечно, существует (где-то), но строителей оно не особо волнует – стройматериалы как бы по умолчанию есть. И цифровизация здесь интересует строителей в виде цифровых торговых площадок: чтобы купить эффективно, а значит недорого.

В целом, позицию строителей по отношению к производителям стройматериалов можно проиллюстрировать репликой Директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимира Калинкина на сессии НОСТРОЙ «Импортозамещение 2.0. Выбирай качество – останови фальсификат», организованной в рамках Международного строительного форума «100+ TechnoBuild» в октябре 2024 года. Владимир Николаевич, в частности, сказал, что проблема происхождения стройматериалов (будь это даже фальсификат) не является проблемой строителей, им главное, чтобы материалы были качественные.
 
В целом, это «здоровый» ведомственный подход – строители во главе с Минстроем России отвечают за строительство, производители вместе с курирующим их Минпромторгом России – за наличие стройматериалов.
 
Однако, коллеги, так не получается. И вечный вопрос «кто сшил костюм?» поднимается снова и снова. Абстрагироваться от того, как «чувствуют себя» отрасли промышленности строительных материалов, строители могут до поры до времени. А если конкретнее, то до той поры, пока российские производители стройматериалов живы и эффективны. Потому что даже сегодняшние возможности покупать для стройки товары и материалы зарубежного производства, да еще и в ряде случаев дешевле, чем отечественные – они тоже существуют только благодаря тому, что есть российское производство. Если не выживет, к примеру, наша цементная промышленность, цемент, конечно, не исчезнет с российского рынка и найдутся желающие его поставлять из ближнего и дальнего зарубежья. Только это будут совсем другие цены в условиях полного отсутствия влияния на ценообразование со стороны российских министерств и ведомств…
 
Поэтому нет – не ограничивается в реальности «вертикаль стройкомплекса» снизу процессом закупки строительных материалов. Линия продолжается дальше – к отраслям промышленности строительных материалов с их проблемами растущей себестоимости производства, технологической зависимости от зарубежных производителей оборудования, «голодом» на рынке труда и т.д. А если нет этой границы в реальности, то и в цифровой вертикали её быть не должно, и все данные, которые аккумулируются в ГИСОГД (Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности РФ), должны своевременно попадать к производителям стройматериалов, помогая им сокращать свои издержки, сдерживать рост цен на продукцию, получать прибыль, необходимую для модернизации производства.
 
В единстве – наша сила! Это не только про праздник 4 ноября. Строительный комплекс – большой и сложный механизм. Настолько большой и сложный, что разные его части курируют разные федеральные Министерства. Но он КОМПЛЕКС. И развиваться эти части могут только комплексно.
 
А пока получается как на рисунке...

 

Источник: PRO Рынок стройматериалов

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас