Цемент
Поделиться:
10.11.2023

Условно ДА, возможно ДА, но точно НЕТ

«У ряда предприятий есть законсервированные мощности, расконсервация которых должна существенным образом повлиять и на объем производства цемента, и на снижение стоимости в удаленных регионах. Например, таким является завод "Цемрос" (ранее "Евроцемент" - ИФ) в Архангельской области, его производственные мощности составляют 1,8 млн тонн в год - этот завод может снабжать цементом и Архангельскую, и Мурманскую области, и ряд других соседних регионов, в которых цена на цемент из-за доставки, например, из Ленинградской области, гораздо выше»INTERFAX.RU от 08.11.2023.
 
Это может быть долгосрочной программой действий. Разберем поподробнее.
 
«У ряда предприятий есть законсервированные мощности» – ДА, но со следующими допущениями:
 
Это во всех случаях старые заводы мокрого способа производства с очень высокой себестоимостью производства и с высокой экологической нагрузкой на окружающую среду. После многолетнего простоя запуск производства потребует значительных инвестиций в приобретение оборудования технологического уровня середины прошлого века.
 
Строительство Савинского цементного завода в Архангельской области началось в 1959 году.
 
«...расконсервация которых должна существенным образом повлиять и на объем производства цемента» – возможно ДА.
 
Но этот цемент в рассматриваемом варианте будет на станции Шелексна в Архангельской области. Основная проблема снабжения отдаленных регионов в строительный сезон – это стабильная работа железной дороги и наличие вагонов. Дополнительные объемы цемента появятся на заводе, но нет никаких гарантий, что они появятся и у потребителей. Даже до Архангельска при расстоянии 280 километров по нашим дорогам целесообразнее перевозить цемент железнодорожным транспортом. 
 
«...расконсервация которых должна повлиять на снижение стоимости в удаленных регионах» – НЕТ.
 
В последний год работы Савинского цементного завода в 2014 году его себестоимость была почти на 80 процентов выше себестоимости ближайшего Пикалевского цементного завода! Таким образом, для снижения стоимости цемента необходима не расконсервация, а строительство новой технологической линии с приемлемым уровнем расхода топлива и электроэнергии.
 
При существующей и очень высокой ставке ЦБ новое строительство или дорогостоящий ремонт-восстановление, как в случае с Савинским цементным заводом, приведет не к снижению цены на цемент, а наоборот, к её существенному росту. Об этом механизме мы писали здесь. При ключевой ставке 13 процентов (расчет мы делали в середине сентября) в первый год на тонну цемента будет приходиться 7500 рублей только процентов и погашения тела кредита. Плюс себестоимость и транспорт.
 
В условиях ограниченных возможностей железнодорожного транспорта для снабжения потребителей цемента Архангельской области потребуется около 150 автоцементовозов. Для приобретения этого количества техники необходимо 1,8 млрд рублей. При нынешних условиях кредитования это около 850 рублей на тонну цемента только процентных платежей и погашения кредита.
 
Новая тонна цемента в первый год работы с базисом поставки франко завод будет равна: себестоимость + 7500 рублей + 850 рублей + min рентабельность + НДС.
 
Что об этом думают строители?
 
Подведем черту
 
Восстановление цементной промышленности, в том числе отдельных цементных заводов, является стратегически важным для обеспечения строительной индустрии цементом стабильного качества в нужном объеме и по приемлемой цене.
 
На примере Савинского цементного завода для решения поставленных задач потребуются существенные капитальные затраты как на восстановление завода до уровня современных предприятий, так и для обеспечения транспортной доступности продукции для потребителя.
 
Для того, чтобы восстановление старых или строительство новых цементных заводов не приводило к росту цен, необходимы следующие меры государственной поддержки: 
 
1. Предоставление льготного инвестиционного финансирования по минимальной ставке со сроком погашения 15 лет и более. Грейс период на время строительства и выхода на проектную мощность.
 
2. Субсидирование стоимости транспортировки цемента в отдаленные территории.
 
3. Возможно, заключение Специального инвестиционного контракта (СПИК) со взаимными гарантиями поставок и приобретения цемента по экономически обоснованным ценам.
 
Без указанных мер государственной поддержки каждая тонна цемента, произведенная на новых цементных производствах, будет существенно дороже, чем сложившиеся рыночные цены!

Источник: PRO Рынок стройматериалов

Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас